You are here

Правило экологического Интернета: отделение информации от мусора

Сегодня большая часть пользователей Интернета интуитивно понимают, что Сеть фактически превратилась в большую помойку информационных отходов. Этические правила сетевого поведения «раннего Интернета» (в начале 90-х был даже такой термин – «НЭТИКЕТ») ушли в прошлое. Нынешнюю ситуацию в Сети определяют криминальные правила: клички-ники, вседозволенность, беспредел; все определяется соображениями выгоды. В то же время, что необходимо делать и как вести себя в создавшемся положении, понимают очень немногие «жители Сети». 

Обоснование экологического подхода к созданию Интернет-ресурсов проиллюстрируем по аналогиям из жизненного опыта.
Существует много сред, в которых уже сегодня человечество признало правомерность экологического подхода. Никто не спорит о существовании экологических проблем в воздушной и водной среде, экологии земной поверхности, экологии космического пространства, экологии электромагнитного поля. Общество созрело для осознания экологических проблем еще одного пространства, еще одной среды – информационной.

Невостребованная информация как продукт жизнедеятельности человека стала видом загрязнения окружающей среды. Например, реклама, засилье которой сегодня стало приметой времени, имеет свои аналоги в дикой природе. Отдельные представители фауны также метят ареал обитания своими «информационными метками».

Ни один живой организм не может жить в среде отходов своей жизнедеятельности. Поэтому основным принципом развития цивилизации всегда служило создание необходимой инфраструктуры и правил поведения, которые обеспечивали бы создание «дружественной» среды обитания человека вне отходов, что является обязательным условием для комфортного самоощущения. В полной мере это может быть отнесено и к информационной среде обитания homo sapiens.

Все Посетители сети Интернет хотят смотреть только те сайты, которые представляют для них интерес. Как правило, таких сайтов ограниченное количество. Необходимо дать каждому конкретному Посетителю Интернета возможность найти эти сайты и нужные страницы на этих сайтах, не роясь в большой свалке «мусорной информации».

Отделение профессиональной информации от других ресурсов предлагается провести на двух уровнях: при создании отдельных Интернет-ресурсов и при создании системообразующих ресурсов: каталогов, поисковых систем и рейтингов. Все это должно работать в существующем Интернете как дополнение сложившегося информационного пространства.

Аналогия: научное сообщество не требует себе привилегий и не требует запрета "желтой прессы", но оставляет за собой право оставлять «желтую прессу" без внимания.