You are here

Режим труда и отдыха при работе за компьютером

Психофизиологические исследования показали, что при напряженной работе с компьютером оператор отмечает утомление в среднем через четыре часа. Объективные же изменения физиологических показателей появляются уже после двух часов работы (5, 9). Чтобы их не допускать, по крайней мере после двух часов непрерывной работы с дисплем нужно делать перерывы.
     Однако степень утомления во многом зависит от характера деятельности оператора. Принято различать три основных ее вида (2): А - работа по считыванию информации с экрана по предварительным запросам; Б - работа по вводу информации; В - творческая работа в режиме диалога с компьютером. Наибольшую нагрузку на орган зрения дает ввод информации (Б), хотя более сильное общее утомление может вызвать работа в режиме диалога (В).
     В какой-то мере к диалоговому режиму (В) можно отнести и работу с компьютерной графикой. Она представляет собой наибольшую нагрузку на зрение, особенно если экран небольшой и плотность деталей на нем высокая.
     В соответствии с этой классификацией устанавливаются категории тяжести и напряженности работы и необходимое время перерывов в течение рабочего дня. Для групп А и Б оно определяется по суммарному числу считываемых или вводимых знаков, для группы В - по суммарному времени непрерывной работы с компьютером.
     Соотношение времени работы и перерывов для различных категорий тяжести приводится в таблице.

Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности

Категория
работы с
компьютером
Уровень нагрузки
за смену
при разных видax работ
Суммарное время
регламентированных
перерывов (мин)
  А
кол-во
знаков
Б
кол-во
знаков
В
часы
При
8-час.
смене
При
12-час.
смене
I до 20 000 до 15000 до 2 30 70
II до 40 000 до 30 000 до 4 50 90
III до 60 000 до 40 000 до 6 70 120

     Нижняя строка этой таблицы показывает предельную нагрузку.

     В перерывах рекомендуется оставлять рабочее место, делать гимнастику, в том числе и для глаз, по возможности выходить на свежий воздух. Ни в коем случае нельзя использовать перерывы для игр на том же самом компьютере.
     Особую осторожность следует соблюдать при допуске к работе с компьютером детей, подростков и учащихся старшего возраста, потому что эта работа может способствовать развитию и прогрессированию близорукости.
     Детям до 3 лет не следует разрешать пользование ВДТ - это является для них слишком высокой зрительной и эмоциональной нагрузкой. Дети 3-7 лет могут находиться у экрана не более 15 мин в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз. Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-м классе - 10 мин, 2-5-м классах - 15 мин, 6-7-м классах -20 мин, 8-9-м классах - 25 мин, 10-11-м классах - 30 мин на первом часу занятий и 20 мин на втором. Несколько большее время пользования ВДТ разрешается только в "Школах юных программистов", устраиваемых во время каникул (2).
     Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки.
     Временные ограничения пользования дисплеем существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений.
     Для техникумов, ПТУ, колледжей и других средних учебных заведений - не более 30 мин в день на первом курсе, не более 1 часа в день на втором и не более 3 часов на третьем курсе.
     Для студентов вузов - не более 2 часов на первом и не более 3 часов на старших курсах. При этом длительность учебных занятий не должна превышать 50% времени непосредственной работы на компьютере.
     Разумеется, для всех учащихся обязательно соблюдение перерывов и выполнение общих физических упражнений и специальной гимнастики для глаз.